Строим  самолетэнциклопедия авиасамодельщика Soviet Ultralight and Homebuilt Aircraft Download aircraft line drawings Aircraft painting schemes www.stroimsamolet.ru   






ultralights for sale, aircraft parts



Подбор двигателя и его расположение на сверхлегком самолете

Для СЛС целесообразно использовать двухтактные двигатели воздушного охлаждения с удельной массой (в ):



и, если не предполагается установка редуктора, с относительно небольшой частотой вращения. Важно, что бы двигатель имел продольное расположение оси ко­ленчатого вала и достаточный для установки: фланца винта выход вала. В настоящее время из отечественных двигателей наиболее полно поставленным требованиям отвечают лодочные-типа «Привет», «Вихрь», «Нептун», а также РМЗ-640 снегохода «Буран».

Двигатель на СЛС может быть установлен либо в носовой части фюзеляжа с тянущим винтом, либо за крылом-с толкающим винтом.

Более удобным, из конструктивных соображений, является заднее расположение двигателя с толкающим винтом. Именно этим объясняется то обстоятельство, что более 70% СЛС построенных в нашей стране в 1975- 1985 гг., имели толкающий винт. Однако эффективность работы толкающего винта из-за затенения его фюзеля­жем существенно ниже, чем тянущего винта. В связи с этим, при равных прочих, предпочтение следует от­давать не толкающему, а тянущему винту.

При переднем расположении двигателя его необхо­димо устанавливать на такой высоте, чтобы конец лопасти винта, при полном обжатии шасси, находился на расстоянии не менее 0, 25... 0, 35 м от поверхности земли.

Для двухтактных двигателей мощностью 20... 40 кВт радиус винтов, устанавливаемых непосредственно на вал двигателя, находится в пределах 0. 45... 0. 55 м. Поэтому при компоновке самолета двигатель необходимо располагать так, чтобы его вал находился от поверхности взлетной полосы на высоте не менее 0, 7... 0, 8 м.

Двигатели с частотой вращения более 5000... 6000 об/мин, как правило, требуют установки редуктора. В этом случае вал винта должен располагаться на вы­соте (в метрах), не менее полученной по формуле



Диаметр винта Dв в зависимости от частоты его вра­щения и мощности двигателя на этапе эскизного проек­тирования приближенно можно определить по графику, представленному на рис. 1. 19.



Рис 1.19 К определению диаметра винта в первом приближении


Если на СЛА предполагается установка двух дви­гателей, то наиболее удобным местом их расположения является крыло самолета. Желательно, чтобы двигате­ли при этом не были далеко разнесены от оси фюзеля­жа. Это обстоятельство объясняется потребностью обеспечения балансировки самолета в случае отказа одного из двигателей.

В некоторых случаях целесообразным может оказать­ся расположение двигателей на пилонах в передней части фюзеляжа. Такое расположение двигателей (рис. 1. 20) было использовано на двухмоторном СЛА М. Коломбана (Франция). При применении этой схемы не проис­ходит затенения винтов фюзеляжем, чем и обеспечива­ются минимальные потери на обдув.



Рис 1.20 Расположение двигателей на пилонах в передней части фюзеляжа


по материалам: П.И.Чумак, В.Ф Кривокрысенко "Расчет и проектирование СЛА"



Владелец сайта не несет ответственность за результаты и последствия, полученные при попытках использования кем-либо данных технических и иных материалов данного сайта как руководство к действию для самостоятельного творчества.